Креативность мышления в бизнесе

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

 ТРИ КОМПОНЕНТА КРЕАТИВНОСТИ

Креативность любого человека складывается из взаимодействия трех компонентов: компетентности, умения творчески мыслить и мотивации. Может ли руководитель влиять на данные компоненты? Вне всякого сомнения, может – как в положительную, так и в отрицательную сторону, — создавая условия и правила работы.

Компетентность – это сумма знаний (общих, социальных, технических, методических) и опыт, которым обладает работник.

Умение творчески мыслить – определяет гибкость и изобретательность в поиске решения проблемы. Приводят ли предлагаемые решения к коренному изменению существующей ситуации? Насколько настойчив работник в поиске новых путей.  

— учит горизонтальному мышлению

— создает атмосферу творческого хаоса

— превращает творчество в привычку

Существуют разные виды мотивации. Внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям скорее, чем внешние стимулы, такие как, например, денежное вознаграждение. Данный компонент, называемый внутренней мотивацией, наиболее подвержен влиянию рабочей обстановки.

— зажигает человека

— учит технологии достижений

— вселяет уверенность

 Существует два вида мотивации: внешняя и внутренняя, и последняя гораздо важнее для реализации творческих процессов.

Внешняя мотивация – это стимулирование человека извне, классическая комбинация кнута и пряника. Если начальник обещает сотруднику материальное вознараждение за успешную  работу или угрожает, что уволит его в случае неудачи, то сотрудник, несомненно, имеет мотив найти решение данной проблемы.  Однако такая мотивация заставляет сотрудника свое дело ради того, чтобы получить желаемое или избежать что-то неприятного. Деньги не обязательно мешают проявлению креативности, однако во многих случаях они и не помогают.

Важно понимать, что деньги сами по себе не могут заставить увлечься работой. Если в глубине души человек считает свое дело скучным, никакое денежное вознаграждение не сделает его захватывающим.

Именно увлечение, интерес, идущие изнутри желание что-то сделать лежат в основе внутренней мотивации. При наличии внутренней мотивации люди занимаются своим делом ради него самого и связанного с ним удовольствия. Мотивирующий фактор в этом случае – сама работа.

Какие аспекты управленческой практики влияют на творческую активность персонала? Их можно разделить на шесть основных категорий: постановка задачи, свобода действий, ресурсы, состав рабочей группы, поощрение непосредственных руководителей и организационная поддержка.  

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

 Один из наиболее действенных способов стимулировать креативность – такая на первый взгляд элементарная вещь, как правильное распределение рабочих заданий. Руководитель может подобрать подчиненному задание, соответствующее его компетенции, творческим способностям и вызывающее у него желание побыстрее взяться за дело. Правильно подобранное задание расширяет рамки привычных возможностей сотрудников. Здесь очень важна точность дозировки: задача должна быть достаточно сложной, чтобы человек не почувствовал скуки, и при этом не настолько трудной, чтобы ему показалось, что он не владеет ситуацией.

Безошибочность выбора поручения для сотрудника требует, чтобы руководитель обладал точной и подробной информацией о своих подчиненных и текущих рабочих заданиях.

В действительности одна из самых распространенных причин подавления творческой активности – недостаток сведений, необходимых для правильного распределения заданий.

СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ

Что касается свободы действий, то для повышения креативности необходимо давать работникам свободу выбора средств для достижения цели – в отношении процесса, но не обязательно конечного результата. Другими словами, человек проявляет большей творческой инициативы, если вы позволите ему самому решать, как забраться на конкретную гору. При этом нет необходимости ставить перед ним задачу выбора, на какую именно гору подниматься. Фактически творческому подходу чаще всего способствует ясно поставленная стратегическая цель.

Очень трудно, если не сказать невозможно, проявить креативность в решении задачи, если ее условия постоянно меняются.

Свобода действий стимулирует творческую инициативу, поскольку самостоятельность при выборе подхода в работе повышает внутреннюю мотивацию сотрудника и воспитывает чувство личной заинтересованности. К тому же она открывает простор для реализации интеллектуального и творческого потенциала.

РЕСУРСЫ

 Основные ресурсы, влияющие на уровень креативности, — это время и деньги. При определенных обстоятельствах цейтнот может стать катализатором творческой активности: например, когда конкуренты вот-вот должны вывести на рынок великолепный продукт по более низкой, чем у вас, цене. Подобные ситуации приводят к росту внутренней мотивации, благодаря ощущению значимости и неотложности проблемы.

Губительное влияние на креативность оказывают искусственные или невыполнимые сроки. Первые порождают недоверие, вторые – истощение физических и моральных сил. Вынашивание творческих идей – нередко достаточно длительный процесс. Исследование оригинальных концепций, поиск уникальных решений и новых путей требуют времени.

Превышение средств по отношению к «порогу достаточности»  не дает резкого повышения креативности. Однако занижение ресурсов приводит к ее подавлению.

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

 Нужно собрать рабочую группу, членов которой отличает одновременность и готовность к взаимодействию, и неоднородность знаний и взглядов. Почему? Потому, что в коллективах, состоящих из людей с разной интеллектуальной базой и разными подходами к работе, т.е. обладающих разной квалификаций и стилем творческого мышления, предлагаемые идеи часто складываются в интересные комбинации.

Однако неоднородность – лишь начало. Руководителю следует позаботиться, чтобы формируемая команда обладала еще тремя качествами. Во-первых, все ее члены должны разделять энтузиазм по поводу поставленной перед коллективом задачи. Во-вторых, нужно, чтобы они проявляли готовность помочь коллеге в случае неудачи или затруднений. И в-третьих, каждый должен с уважением относиться к познаниям и взглядам всех остальных. Эти факторы благотворно влияют не только на внутреннюю мотивацию, но и на общий уровень профессионального и творческого мышления группы.

Наиболее распространенная ошибка менеджера, губительная для творческой инициативы, — формирование однородных рабочих групп. Соблазн их организовать, несомненно, велик. Однородные группы нередко быстрее приходят к «решению», в процессе их работы возникает меньше разногласий. Кроме того, их отличает высокий моральный дух. Но гомогенность практически ничего не дает для усиления профессионального и творческого потенциала.

ПООЩРЕНИЕ

Связь с внутренней мотивацией очевидна. Конечно, люди могут находить свою работу захватывающей и интересной и без какого-либо поощрения извне – на протяжении определенного периода времени. Но для поддержания энтузиазма большинству из них, как правило, нужно чувствовать, что их работа важна для организации или группы людей, чье мнение для них важно.

Негативизм проявляется  в том, как обходятся с людьми, чьи идеи оказываются неудачными. Нередко таких работников увольняют или относятся к ним скептически. Никаких репрессий!

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

 В компаниях, поддерживающих креативность, проявления творческой инициативы приветствуются постоянно, однако там избегают методов «подкупа», рассчитанных на то, что они подвигнут работников на выдвижение новаторских идей.

Руководители организаций могут поддерживать креативность, сделав правилом обмен информацией и активное сотрудничество между работниками, пресекая проявление нездоровой конкуренции.

«Огромное значение имеет интерес к своему делу. Наиболее успешны

часто не самые талантливые, а самые любопытные.

Их снедает жажда найти ответ».

Лауреат Нобелевской премии,

физик  Артур Шавлов.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.